Марина Громова
Цикл дыхательной гимнастики для детей раннего и младшего дошкольного возраста
Дыхательная гимнастика для детей раннего и и младшего дошкольного возраста
Тюльган 2014
Дыхательная система ребенка устроена природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача взрослых – сохранить ее здоровой.
Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. .Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
Занимаясь дыхательной гимнастикой , важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание , резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).
Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком» , подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза) . После этого дыхательную гимнастику можно продолжать .
Основной комплекс дыхательных упражнений
«Надуем пузырь»
Цели дыхания ; формирование ритмичного выдоха и его углубление.
Дети приседают.
Надувайся, пузырь,
Расти большой,
Да не лопайся!
Дети встают, разводят руки в стороны, делают вдох, показывая как растет пузырь, затем глубокий выдох.
Упражнения.
Повторить 4-5 раз.
«Вертушка»
Цели дыхания ; укрепление мышц лица; формирование углубленного вдоха.
Оборудование : вертушка.
Веселая вертушка
Скучать нам не дает.
Веселая вертушка
Гулять меня зовет.
Веселая вертушка
Ведет меня к реке,
Где квакает лягушка
В зеленом тростнике.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения : носом вдохнули глубоко, чтобы ветерок сильный был, губы трубочкой сложили, подули. Долго дует ветерок.
Повторить 3-4 раза.
«Дудочка»
Цели : тренировка навыка правильного носового дыхания ; формирование углубленного выдоха; укрепление круговой мышцы рта.
Оборудование : дудочка.
Заиграла дудочка
Рано поутру.
Пастушок выводит :
«Ту-ру-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули песенку : «Му-му-му-му-му!»
Как играет дудочка?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения : глубокий вдох. Просит ребенка как можно громче подуть в дудочку.
Повторить 4-5 раз.
«Снежинки»
Цели : тренировка правильного носового дыхания ; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица.
Оборудование : бумажные снежинки.
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И летят снежиночки,
Белые пушиночки.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения : вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.
Повторить 4-6 раз.
«Часики»
Цели : тренировка артикуляционного дыхания ; согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки.
Оборудование : игрушечные часы.
Держу часы в руках,
Идут часы вот так :
Тик-так, тик-так! (воспитатель прячет часы)
Где же, где же, где часы?
Вот они часы мои,
Идут часы вот так!
Как часики стучат?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения : рот закрыли, вдохнули носом – руки вверх, выдохнули – вниз.
Тик-так, тик-так!
Повторить 4-6 раз.
«Подуем на листочки»
Цели : тренировка навыка правильного носового дыхания ; формирование углубленного выдоха.
Оборудование : Пособие-тренажер «Деревце» .
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения : носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
Повторить 4-5 раз.
Как мыши пищат?»
Цели : тренировка артикуляционного аппарата; формирование ритмичного дыхания .
Оборудование : игрушка мышка.
Мышка вылезла из норки,
Мышка очень хочет есть.
Нет ли где засохшей корки,
Может, в кухне корка есть?
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения : вдохнуть носом, на выдохе сказать : «Пи-пи-пи-пи!»
Повторить 3-4 раза.
«Птичка»
Цели : согласование движений рук с дыхательными движениями грудной клетки; формирование углубленного дыхания , ритмичного глубокого вдоха.
Оборудование : игрушка птичка, шапочки-маски птичек.
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди не улетай.
Улетела птичка…Ай!
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения : на глубоком вдохе поднимать руки высоко вверх. На выдохе – опускать.
Повторить 4-5 раз.
Упражнения для детей с нарушением носового дыхания .
1. Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4-5 раз) через каждую половину носа.
2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь - вдох, опустить руки вниз - выдох. Выполнять медленно до 5 раз.
3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5-6 раз через каждую половину носа.
4. Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт, затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз) .
5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» (медленно до 8 раз) .
6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха : на 2 счета - вдох, на 3-4-5-6 - выдох; на 2 счета - вдох, на 3-4-5-6-7 - выдох (2-3 мин) .
Дыхательная гимнастика по методу
А. Н. Стрельниковой
Освоение комплекса гимнастики Стрелъниковой необходимо начинать с трех первых упражнений : «ладошки » , «погончики» , «насос» . Все упражнения можно выполнять под ритмичную музыку.
Каждый последующий день можно осваивать по одному новому упражнению.
Занятия проводятся два раза в день – утром и вечером.
Отдыхать необходимо после каждых 8 или 16 вдохов-движений по 3–5 секунд.
На каждом занятии необходимо выполнять весь освоенный комплекс.
Гимнастикой Стрелъниковой можно заниматься детям с 3–4 лет.
Примерная схема нагрузок дыхательной гимнастики Стрельниковой
1. Повороты головы 2 x 8 =x 3 = 48
2. Обними плечи 2 x 8 =x 3 = 48
3. Насос 2 x 8 =x 6 =
4. Кошка 2 x 8 =x 6 =
Всего : 300 движений (5–6 мин, в день – 600 движений.
1. Повороты головы 4 x 3 =x 2 = 64
2. Ушки 4 x 8 = 32
3. Сведение рук 4 x 8 =x 3 = 96
4. Насос 4 x 8 = 32
5. Сведение рук с головой назад 4 x 8 = 32
6. Кошка 6 x 8 =x 2 = 96
Всего : 600 движений (9–10 мин, в день – 1200 движений.
2. Ушки 4 x 8 =x 3 = 96
3. Малый маятник 4 x 8 =x 1 = 32
4. Сведение рук 6 x 8 =x 2 = 96
5. Насос 6 x 8 =x 4 = 192
6. Сведение рук с головой назад 4 x 8 =x 3 = 96
7. Кошка 6 x 8 =x 2 = 96
Всего : 700 движений (10–11 мин, в день – 1400 движений.
10–12 день
1. Повороты головы 4 x 8 =x 3 = 96
2. Ушки 4 x 8 =x 3 = 96
3. Малый маятник 4 x 8 =x 2 = 64
4. Сведение рук 8 x 8 =x 2 = 128
5. Насос 8 x 8 =x 3 = 192
6. Сведение рук с головой назад 6 x 8 =x 2 = 96
7. Кошка 4 x 8 =x 2 = 64
8. Большой маятник 4 x 8 =x 1 = 32
Всего : 800 движений (12 мин, в день – 1600 движений.
13–15 день
2. Ушки 6 x 8 =x 2 = 96
4. Сведение рук 6 x 8 =x 1 = 48
5. Насос 6 x 8 =x 3 = 124
6. Сведение рук с головой назад 10 x 8 =x 3 = 240
7. Кошка 6 x 8 =x 2 = 96
8. Большой маятник 6 x 8 = 48
Всего : 900 движений (13 мин, в день – 1800 движений.
16–18 день
1. Повороты головы 6 x 8 =x 2 = 96
2. Ушки 6 x 8 =x 2 = 96
3. Малый маятник 6 x 8 =x 2 = 96
4. Сведение рук 12 x 8 =x 2 = 192
5. Насос 12 x 8 = 96
6. Сведение рук с головой назад 12 x 8 =x 3 = 288
7. Кошка 6 x 8 =x 2 = 96
8. Большой маятник 8 x 8 =x 2 = 128
Всего :1000 движений (14–15 мин) в день – 2000 движений.
Когда организм адаптируется, можно ввести и третью дневную тренировку.
Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.
Основудыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетании звуков (ах, ох, ух). Эти дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме («жужжит пчела», «гудит пароход», «стучат колеса поезда» и пр.). Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений..
Предлагается 6 комплексов занятий. Чтобы увеличить интерес детей к ним, к каждому упражнению подобрано небольшое стихотворение.
КОМПЛЕКС N 1
- Часики
Часики вперед идут,
За собою нас ведут.
И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.
1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);
2 - взмах руками назад – «так» (выдох).
- Петушок
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
И.п. – о.с.
1 – поднять руки в стороны (вдох);
2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).
- Насос
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
1 - наклон туловища в правую сторону (вдох);
2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).
- Семафор
Самый главный на дороге,
Не бывает с ним тревоги.
И.п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.
1 – поднимание рук в стороны (вдох);
2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (выдох).
- Дыхание
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И.п. – о.с.
1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;
2 – плавный выдох через нос.
- Дыхание
Подыши одной ноздрей,
И придет к тебе покой.
И.п. – о.с.
1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;
2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки. Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх
КОМПЛЕКС N 2
- Гуси летят
Гуси высоко летят.
На детей они глядят.
И.п. – о.с.
1 – руки поднять в стороны (вдох);
2 – руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох)
- Ёжик
Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.
И.п. – о.с.
1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;
2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)
- Регулировщик
Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
И.п. – ноги на ширине плеч.
1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);
2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р»)
- Маятник
Влево, вправо, влево, вправо,
А затем начнем сначала.
И.п. – руки на поясе (вдох).
1 – наклон вправо (выдох);
2 – и.п. (вдох);
3 – наклон влево (выдох);
4 - и.п. (вдох).
Выдох со звуком «т-у-у-х».
- Радуга, обними меня
И.п. – о.с.
1 – полный вдох носом с разведением рук в стороны;
2 – задержать дыхание на 3-4 сек;
3 – растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот грудную
клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы поднимая плечи: одна рука идет под мышку, другая – на плечо.
- Вырасти большой
Вырасти хочу скорей,
Добро делать для людей.
И.п. – о.с.
1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);
2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох).
Произносить звук «у-х-х».
КОМПЛЕКС N 3
- Крылья
Крылья вместо рук у нас,
Так летим – мы высший класс.
1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);
2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).
- Поднимемся на носочки
Хорошо нам наверху!
Как же вы без нас внизу?
И.п. – ноги слегка расставлены.
1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох);
2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).
- Покачивание
Покачаемся слегка,
Ведь под нами облака.
И.п. – ноги на ширине плеч.
1 – наклон вправо – «кач» (вдох);
2 – наклон влево – «кач» (выдох).
- Поворот
Надо посмотреть вокруг.
Рядом ли летит мой друг?
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – повернуться вправо (вдох);
2 – и.п. (выдох);
3 – повернуться влево (вдох);
4 - и.п. (выдох).
- Хлопок
Солнце мы хлопком все встретим,
Так полет свой мы отметим.
И.п. – ноги слегка расставлены.
1 – поднять руки вверх (вдох);
2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох);
3 – развести руки в стороны (вдох);
4 – и.п. (выдох).
- Пчелы
Мы представим, что мы пчелы,
Мы ведь в небе – новоселы.
И.п. – ноги слегка расставлены.
1 – развести руки в стороны (вдох);
2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).
- Приземление
Приземляться нам пора!
Завтра в сад нам, детвора!
И.п. – ноги на ширине плеч, руки в «замок», опустить вниз.
1 – руки поднять вверх (вдох);
2 – наклон вперед с одновременным опусканием
Картотека дыхательной гимнастики для 2 младшей группы.
Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жужу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жужу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки) .
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК .
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками) .
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Анна Симонина
Картотека дыхательной гимнастики для детей второй младшей группы
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 6 «Ласточка»
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Составитель :
воспитатель квалификационной категории
МДОУ детского сада комбинированного вида
№ 6 «Ласточка»
Симонина Анна Анатольевна
Г. о. Подольск
Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет ребенка!
Думаете, что это не так? Вас одолевают сомнения? Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление.
Дыхательная гимнастика вообще может стать отличным дополнением к самым разным терапиям. С ее помощью дыхательная система вашего малыша будет развиваться правильно.
К тому же, если ребенок нездоров, прекращать упражнения не нужно : дыхательные упражнения только ускорят процесс выздоровления. А еще попутно вы решите целый ряд проблем, ведь дыхательная гимнастика :
Улучшает кислородный обмен в организме;
Стимулирует работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;
Помогает маленькому человечку овладеть элементарными навыками саморегуляции : малыш учится расслабляться, успокаиваться, если он взволнован или раздражен чем-то.
А чтобы дыхательные упражнения стали полезными, необходимо выполнять их правильно :
Вдох производится через нос; - плечи ребенка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются) ;
- выдыхать воздух следует плавно и длительно; - щечки ребенка не должны раздуваться (можно контролировать их при помощи рук на этапе разучивания упражнений) .
Немедленно прекращайте выполнять упражнения, если ребенок :
Дышит слишком часто;
Резко побледнел или покраснел;
Жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
Начали дрожать кисти его рук
Возможно, произошла гипервентиляция легких. В этом случае попросите малыша сложить ладошки «лодочкой» , «окунуть» в нее лицо и глубоко вдохнуть и выдохнуть в ладони несколько раз (2-3 обычно достаточно) .
Предлагаю Вашему вниманию игровой комплекс дыхательных упражнений , который мы с успехом используем в нашей группе , в период послеобеденного сна. Специально разработанный комплекс упражнений поможет малышу, перенесшему воспаление легких быстрее восстановить свой организм не заболеть вновь!
Дыхательная гимнастика «Качели»
Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку :
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче ты, дружок, держись.
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Цель : формирование дыхательного аппарата .
ИП : сидя на полу, скрестив ноги (варианты : сидя на коленях или на пятках, ноги вместе) . Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель : развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель
ИП : ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает , затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит : «шшш» , вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у» .
Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель : формирование дыхательного аппарата .
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
Дыхательная гимнастика «Жук»
Цель : тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП : малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох : «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу» .
Дыхательная гимнастика «Петушок»
Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .
ИП : стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку» .
Дыхательная гимнастика «Ворона»
Цель : развитие плавного, длительного выдоха.
ИП : ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе : «каррр» , максимально растягивая звук [р].
Дыхательная гимнастика «Паровозик»
Цель : формирование дыхательного аппарата .
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая : «чух-чух-чух» . Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу» . Продолжительность – до 30 секунд.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель : развитие плавного, длительного выдоха.
ИП : стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х» ! Повторить 4-5 раз .
Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .
ИП : стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» . Повторить до 10 раз .
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
Цель : формирование дыхательного аппарата .
ИП : сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух ) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф» . Повторить 3-4 раза .
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .
ИП : Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд . Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд . Выполняется 5 раз подряд.
Дыхательная гимнастика «Насос»
Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза .
Дыхательная гимнастика «Регулировщик»
Цель : формирование дыхательного аппарата .
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р» . Повторить 5–6 раз .
Дыхательная гимнастика «Ножницы»
Цель : формирование дыхательного аппарата .
И. п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить : двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Цель : развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки) . Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
Дыхательная гимнастика «Трубач»
Цель : развитие плавного, длительного выдоха.
ИП : сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф» . Повторить до 5 раз .
Дыхательная гимнастика «Поединок»
Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .
Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
Дыхательная гимнастика «Пружинка»
Цель : формирование дыхательного аппарата .
ИП : лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох) . Вернуться в ИП (вдох) . Повторить 6-8 раз .
Цель : развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Цель : тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП : малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»
Цель : развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
Дыхательная гимнастика «Бегемоты»
Цель : тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП : лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой :
Сели бегемоты, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох) .
Дыхательная гимнастика «Курочка»
Цель : развитие плавного, длительного вдоха.
ИП : ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит : «тах-тах-тах» , одновременно похлопывая себя по коленям.
Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»
Цель : развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох) .
Дыхательная гимнастика «Аист»
Цель : развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Цель дыхание .
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Дыхательная гимнастика «Волна»
Цель : тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП : лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
Дыхательная гимнастика «Хомячок»
Цель : развитие плавного, длительного выдоха.
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Дыхательная гимнастика «Лягушонок»
Цель : формировать правильное речевое дыхание .
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки : слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза .
Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев»
Цель : формировать правильное речевое дыхание .
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев : негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент , который легко повторить . Взрослый может «руководить громкостью» , показывая попеременно рукой «тише-громче» .
Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»
Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание . Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
Оксана Колесникова
Дыхательная гимнастика «Качели»
Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку :
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче ты, дружок, держись.
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Цель : формирование дыхательного аппарата .
ИП : сидя на полу, скрестив ноги (варианты : сидя на коленях или на пятках, ноги вместе) . Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель : развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель
ИП : ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает , затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит : «шшш» , вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель : развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у» .
Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель : формирование дыхательного аппарата .
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
Дыхательная гимнастика «Жук»
Цель : тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП : малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох : «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу» .
Дыхательная гимнастика «Петушок»
Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .
ИП : стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку» .
Дыхательная гимнастика «Ворона»
Цель : развитие плавного, длительного выдоха.
ИП : ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе : «каррр» , максимально растягивая звук [р].
Дыхательная гимнастика «Паровозик»
Цель : формирование дыхательного аппарата .
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая : «чух-чух-чух» . Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу» . Продолжительность – до 30 секунд.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель : развитие плавного, длительного выдоха.
ИП : стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х» ! Повторить 4-5 раз .
Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .
ИП : стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» . Повторить до 10 раз .
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
Цель : формирование дыхательного аппарата .
ИП : сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух ) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф» . Повторить 3-4 раза .
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .
ИП : Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд . Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд . Выполняется 5 раз подряд.
Дыхательная гимнастика «Насос»
Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей .
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза .
Дыхательная гимнастика «Регулировщик»
Цель : формирование дыхательного аппарата .
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р» . Повторить 5–6 раз .
Дыхательная гимнастика «Ножницы»
Цель : формирование дыхательного аппарата .
И. п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить : двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Публикации по теме:
«Комплекс утренней гимнастики» для детей младшей группы «Комплекс утренней гимнастики» для детей младшей группы Сентябрь «Петушок, петушок» 1. Дети вместе с воспитателем ходят по площадке. Воспитатель.
Комплекс занятий для детей второй младшей группы «Вместе весело играем» Цель: создание условий для успешной адаптации детей к условиям детского сада. Задачи: создать эмоционально положительный настрой.
Комплекс дыхательных упражнений для всех возрастных групп Комплекс дыхательных упражнений. Младшая группа. Упражнение № 1. «Перекличка животных». Между детьми распределяются роли различных животных.
Комплекс фольклорной утренней гимнастики для детей младшей группы Комплекс фольклорной утренней гимнастики для детей младшей группы Тема: Потешки для малышей (вторая младшая группа) Ходьба по кругу, в руках.
Комплекс гимнастики пробуждения для детей младшей группы Гимнастика пробуждения Сентябрь Комплекс № 1 «Мы проснулись» 1. «Веселые ручки» - и. п. : лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать.