В колумбии разбился пассажирский самолет, на борту которого находились футболисты из бразилии. Футболисты "шапекоэнсе" разбились из-за остановки двигателей Футбольный клуб погибший в авиакатастрофе


39 лет назад, 11 августа 1979 г., произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории СССР: два пассажирских самолета Ту-134 столкнулись в небе над Днепродзержинском. В результате погибли 178 человек, в том числе 17 членов футбольной команды «Пахтакор» . Виновными в этой трагедии признали авиадиспетчеров, хотя обстоятельства катастрофы многим кажутся слишком странными и до сих пор вызывают множество версий относительно ее причин.






Один из лайнеров направлялся из Воронежа в Кишинев, на борту находилось 88 пассажиров и 6 членов экипажа. Второй самолет следовал из Ташкента в Минск. Кроме 14 футболистов, тренера, врача и администратора, на борту было еще 60 пассажиров и 7 членов экипажа. В этой катастрофе погибли все 178 человек, в их числе 36 детей.





Об авиакатастрофе сообщили в СМИ только спустя неделю, да и то вскользь, на последней полосе спортивного издания, в небольшой заметке, где говорилось о похоронах погибших футболистов в Ташкенте. В центральной прессе информации об этом не было. Трагедия не стала бы такой резонансной, если бы в числе погибших не оказались члены футбольной команды высшей лиги. По мнению многих болельщиков, это был лучший состав за всю историю существования ташкентского клуба. Команда направлялась на очередной матч чемпионата СССР в Минск, где должна была сыграть с местным «Динамо».





Чудом выжил главный тренер команды Олег Базилевич, который отправился повидаться с семьей и в Минск должен был добираться самостоятельно. Посчастливилось избежать трагедии и массажисту клуба Дворникову: накануне он с друзьями выпил лишнего и опоздал на рейс. А вот один из лучших футболистов команды Михаил Ан за несколько дней до этого получил травму и не должен был лететь, но его уговорили отправиться вместе со всеми за компанию. Случайно попал на рейс и Сирожиддин Базаров – игрок молодежной команды, отпраздновавший накануне свое 18-летие и задержавшийся на сутки в Ташкенте.





Виновными в трагедии признали двух диспетчеров Харьковского центра управления, Николая Жуковского и Владимира Сумского. Оба самолета шли наперерез друг другу на высоте 8400 метров. Старший смены Сергеев на сложный участок направил молодого неопытного диспетчера Жуковского. По его расчетам, самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты, а на самом деле интервал составлял менее одной минуты. Сумской проверил расчеты молодого коллеги и обнаружил ошибку. Он взял управление на себя и приказал белорусскому лайнеру занять другой эшелон полета (перейти на высоту 9000 метров).



Диспетчер получил невнятный ответ, но не потребовал подтверждения выполнения своей команды. В тот момент на связи одновременно находились 11 самолетов. Из-за радиопомех и наложения реплик борт Ту-134 команду диспетчера не принял. Столкновение произошло в условиях сплошной облачности, и экипажи не могли заблаговременно заметить друг друга. Диспетчеров Сумского и Жуковского приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Первый отбыл срок в 6,5 лет, после чего был освобожден, а второй, по слухам, покончил с собой.





Позже по поводу причин катастрофы выдвигалось несколько версий. По одной из них, трагедия случилась по вине первого лица государства: якобы воздушное пространство в тот день «расчищалось» из-за того, что Брежнев летел на юг. Но, как выяснилось, на тот момент он уже несколько дней находился в Крыму. Незадолго до катастрофы действительно проследовал «литерный» рейс, как называли перевозку высокопоставленных лиц. Для него освободили эшелоны движения, однако никаких дополнительных сложностей это не создало – столкновение произошло через полтора часа после этого.



Тренер Олег Базилевич позже высказал такую версию: «Мне кажется, «Пахтакор» погиб из-за безалаберности наших ПВО, стал их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться... Просто из-за ошибки диспетчера борт с футболистами залетел в воздушное пространство над каким-то оборонным объектом... ». Этой версии придерживались и некоторые родственники погибших футболистов. Однако в это время военных учений на этой территории не проводили, а рассмотреть оборонные объекты с высоты 8400 метров в условиях облачности вряд ли возможно. К тому же характер повреждений от взрыва существенно отличается от повреждений при столкновении и падении.



Очевидно, все же причиной столкновения послужила ошибка диспетчера: получив невнятный ответ от пилота, он должен был продублировать команду и потребовать повторного подтверждения ее получения (именно это на суде назвали «грубым нарушением фразеологии радиообмена»).



После катастрофы собрали новую команду из игроков 15 клубов. Было принято решение сохранить за «Пахтакором» место в высшей лиге чемпионата СССР на три года. Тот сезон команда закончила на девятом месте. Смерть футболистов потрясла Узбекистан. Журналист Эдуард Аванесов откликнулся на эту трагедию реквиемом, в котором были такие строки:
Летят года, но боль не утихает,
Печаль моя взлетела выше гор.
На перелете птицы погибают,
Погиб и ты в полете, «Пахтакор».



О подробностях этой авиакатастрофы стало известно только спустя несколько лет, как и о многих других трагических страницах истории Страны Советов. Сегодня о том,
, читать интересно и увлекательно. Ведь такие рассказы переносят в совершенно другую эпоху.

Трагедия случилась утром по московскому времени, когда самолет проделал большую часть пути до международного аэропорта Медельин в столице Колумбии Боготе.

На борту находился 81 человек, из которых девять были членами экипажа, а 72 — пассажирами. Среди пассажиров находились 27 футболистов команды «Шапекоэнсе», а также присутствовали члены клубной делегации и журналисты.

О точном количестве жертв на данный момент не сообщается, а в группе клуба в фейсбуке болельщики оставляют на стене сообщения с хештегом «жить».

Действия спасателей осложняются тем, что самолет разбился в горной местности, однако в одной из колумбийских больниц уже сообщили сначала о поступлении пяти выживших в аварии пассажиров, а после — еще о пяти.

Радиостанция 360 Radio Colombia сообщила, что экипаж чартерного рейса подавал наземным службам сигнал о низком уровне топлива. Пилот принял решение об экстренной посадке, однако самолет не долетел до ближайшего аэропорта и рухнул в районе Ла-Уньон, в 37 км от пункта назначения — города Медельин.

Кроме того, в сети появились первые фото с места происшествия. На одном из них видна эмблема бразильского клуба.

По последней информации, выжило от десяти до 16 человек, причем среди них точно есть три футболиста «Шапекоэнсе»: Алан Рушел, Данило Падилья и Джексон Фолльман. При этом сообщается, что жертвами трагедии стали уже минимум 25 человек.

О том, что у самолета отказала электроника, диспетчерам стало известно еще до катастрофы после сообщения пилота, который затем долго кружил над землей, выбирая место для аварийной посадки так, чтобы самолет не взорвался при контакте с землей, что и помогло выжить некоторым пассажирам.

«Шапекоэнсе» был основан в 1973 году, является пятикратным чемпионом штата Санта-Катарина и занимает сейчас девятое место в рейтинге Конфедерации футбола Бразилии.

В 2013 году клуб из Шапеко, заняв второе место в серии Б, спустя 35 лет вернулся в элитный национальный дивизион.

Интересно, что первое место в том году в чемпионате серии Б занял самый титулованный бразильский клуб «Палмейрас», который в нынешнем сезоне за тур до финиша чемпионата оформил девятую победу в национальном чемпионате Бразилии.

Именно в матче против «Шапекоэнсе», занимающего на данный момент девятое место в таблице чемпионата, «Палмейрас» и оформил титул, выиграв со счетом 1:0.

«Шапекоэнсе» после возвращения в элиту занял сначала 15-е, а затем 14-е место и по итогам сезона-2015 квалифицировался во второй по значимости клубный турнир Южной Америки — Кубок Судамерикана.

По регламенту турнира бразильские команды стартуют в нем со второго этапа противостояниями со своими соотечественниками. Чтобы пробиться в основную сетку, «Шапекоэнсе» потребовалось преодолеть сопротивление «Куябы» из серии С, что было сделано, хотя и не без труда (0:1, 3:1).

В основном раунде «Шапекоэнсе» сначала встречался с аргентинским «Индепендьенте» и прошел в четвертьфинал после двух нулевых ничьих и победы в серии послематчевых пенальти.

В четвертьфинале бразильская команда переиграла колумбийский «Хуниор» (0:1, 3:0), а затем в полуфинале за счет гола на чужом поле была сильнее аргентинского «Сан-Лоренсо» (1:1, 0:0).

В финале «Шапекоэнсе» должен был встретиться с еще одной колумбийской командой — «Атлетико Насьональ». Первая встреча была запланирована на 30 ноября и должна была состояться в столице Колумбии, а 7 декабря соперники должны были сыграть в Шапеко.

Судьба финала на данный момент неизвестна, но, по всей видимости, КОНМЕБОЛ (Южноамериканская футбольная конфедерация) противостояние отменит, и победитель в этом году выявлен не будет.

Самым известным футболистом «Шапекоэнсе» является полузащитник , с 2007 по 2010 год выступавший за мадридский «Атлетико».

Единственный легионер команды 28-летний аргентинец в 2012 году провел 13 встреч за испанский «Вильярреал», отметившись одним голом.

Самым перспективным футболистом команды является игрок молодежной сборной Бразилии , купленный перед нынешним сезоном у «Гремио» немецким «Хоффенхаймом», но отданный в аренду в «Шапекоэнсе».

Другие новости и материалы можно посмотреть на хроники, а также в группах отдела спорта в социальных сетях

7 сентября 2011 года самолет Як‑42 авиакомпании "Як Сервис" разбился при взлете из аэропорта "Туношна" в Ярославской области. На борту самолета находилась хоккейная команда "Локомотив" (Ярославль), которая летела на матч в Минск. По предварительным данным, находившихся на борту человек.

15 июля 2009 года на северо-западе Ирана разбился самолет Ту‑154М иранской авиакомпании Caspian Airlines, совершавший перелет из Тегерана в Ереван. На борту самолета находилась юношеская сборная Ирана по дзюдо. Спортсмены летели в Армению на тренировки, а затем должны были вылететь в Венгрию для участия в соревнованиях. Все 168 человек, совершавших этот перелет, погибли.

24 августа 2008 года в Киргизии потерпел крушение самолет Боинг‑737, направлявшийся из Бишкека в Тегеран. На борту самолета находились 90 человек, в том числе 17 членов юношеской сборной Ирана по волейболу. Десять из них погибли. Спастись удалось 25 пассажирам и членам экипажа.

27 апреля 1993 года недалеко от Габона (Африка) в результате неисправности двигателя в море упал самолет DHC‑5 Buffalo, на борту которого находились члены футбольной сборной Замбии. Всего погибло 30 человек, в том числе 18 футболистов.

7 июня 1989 года в аэропорту столицы Суринама Парамарибо (Южная Америка) произошла авиакатастрофа самолета серии DC‑8‑60, в результате погибли 23 голландских футболиста суринамского происхождения, находившихся на борту разбившегося самолета. В общей сложности погибли 176 человек (из 187 пассажиров и членов экипажа).

8 декабря 1987 года около города Лима (Перу) в результате взрывов на борту самолета F‑27 в полном составе погибла футбольная команда "Альянс". Тела погибших обнаружить не удалось, поскольку самолет упал в море. Известно, что всего в самолете находились 43 человека.

14 марта 1980 года в авиакатастрофе польского самолета Ил‑62 под Варшавой (Польша) погибли 22 члена национальной сборной США по боксу.

11 августа 1979 года над городом Днепродзержинск (Украина) самолет Ту‑134, выполнявший рейс Ташкент‑Минск, столкнулся с самолетом, летевшим из Челябинска в Кишинев. Погибли 178 человек (165 пассажиров и 13 членов экипажа), из Узбекистана, выступавшей в то время в высшей лиге. Команда летела в Минск на игру с местными динамовцами.

29 ноября 1975 года в авиакатастрофе погибла команда автогонщиков Формулы‑1 Embassy Racing with Graham Hill пилота Грэхэма Хилла. Шестиместный самолет "Пайпер Ацтек", на котором команда возвращалась с гонок во Франции в Лондон, упал и сгорел при посадке.

13 октября 1972 года в Андах на пути в столицу Чили город Сантьяго в авиакатастрофе погибла часть команды по регби из Монтевидео (Уругвай).

Всего на борту самолета FH‑227 находилось 45 человек, из них выжили 16 .

31 декабря 1970 года в авиакатастрофе в полном составе погибла любительская футбольная команда из Алжира "Эйр-Ликвид", направлявшаяся на товарищеский матч в Испанию.

14 ноября 1970 года в Вирджинии (США) в авиакатастрофе погибли 37 игроков команды университета Маршалла (Хантингтон, Западная Вирджиния) по американскому футболу. Помимо спортсменов на борту самолета находились члены тренерского штаба, болельщики, а также заведующий кафедрой спорта (всего 75 человек). Никто не выжил.

1 апреля 1970 года под Красноярском потерпел катастрофу пассажирский самолет Ан‑24 . Погибли все пассажиры (в том числе юношеская волейбольная команда) и члены экипажа.

26 сентября 1969 года в Андах на пути в Ла-Пас (Боливия) разбился самолет с 25 игроками боливийской футбольной команды "Стронгест". Погибли 19 футболистов и руководители клуба.

3 апреля 1961 года произошло крушение самолета Douglas C‑47A в Кордильерах (Чили). В результате катастрофы погибли все, находившиеся на борту - чилийская футбольная команда "Грин Кросс" и члены экипажа (24 человека).

15 февраля 1961 года при посадке в Бельгии разбился "Боинг-707" авиакомпании Sabena, совершавший полет по маршруту Нью‑Йорк‑Брюссель. Погибли все находившиеся на его борту 72 человека, а также один человек на земле. В катастрофе погибла сборная США по фигурному катанию (34 спортсмена и тренера), которая направлялась на чемпионат мира в Прагу (Чехословакия). Чемпионат мира по фигурному катанию 1961 года был отменён в знак скорби по погибшим.

6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхена (ФРГ) при попытке взлететь разбился самолет, в котором находились футболисты английской команды "Манчестер Юнайтед". Всего из находившихся на борту погибли 23 человека , в том числе 8 спортсменов, тренер, секретарь команды, один из директоров "Манчестер Юнайтед" и восемь спортивных корреспондентов.

5 января 1950 года во время третьего захода на посадку в сложных метеоусловиях в Свердловске (ныне Екатеринбург) разбился самолет Ли‑2. Погибли 8 хоккеистов команды ВВС СССР , а также тренер, врач и массажист.

4 мая 1949 года в результате авиакатастрофы возле Турина (Италия) погибла в полном составе команда футбольного клуба "Торино" и все остальные, находившиеся на борту самолета (в т.ч. журналисты, официальные лица, тренер). В общей сложности погиб 31 человек.

18 ноября 1948 года в авиакатастрофе над Ла‑Маншем погибли 6 ведущих хоккеистов сборной Чехословакии (вратарь, защитники и нападающие).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Некоторые авиакатастрофы навсегда вошли в историю спорта, потому что на борту разбившихся самолетов находились известные атлеты. Дни.Ру вспоминают самые страшные крушения, жертвами которых становились знаменитые спортивные коллективы.

Футбольный клуб "Торино" в середине прошлого столетия был сильным конкурентом своих земляков из команды "Ювентус". На момент трагедии он лидировал в чемпионате Италии с отрывом от ближайшего соперника в четыре очка. Авиакатастрофа случилась, когда футболисты "Торино" возвращались домой из Португалии после проигрыша лиссабонской "Бенфике" со счетом 3:4. На борту Fiat G 212CP находились 18 членов команды, а также руководство клуба и несколько журналистов – всего 31 человек.

Самолет потерпел крушение недалеко от аэропорта в Торино. Из-за сильнейшего тумана летный экипаж потерял ориентацию в пространстве. Воздушное судно резко развернуло, и оно стремительно рухнуло. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли. Из всей команды в живых на тот момент остался лишь Лауро Тома. Ему повезло: из-за полученной ранее травмы он избежал страшной участи, не полетев на матч в Лиссабон.

Обгоревшие тела жертв были помещены в морг туринской больницы. Родственников погибших к тягостной процедуре опознания не привлекали, чтобы не травмировать видом изуродованных останков. Эту тяжкую ношу взял на себя бывший тренер "Торино" Витторио Поццо.

Самолет авиакомпании British European Airways, на борту которого находились футболисты английской команды "Манчестер Юнайтед", разбился в аэропорту Мюнхена более полувека назад. На его борту находились футболисты клуба, несколько тренеров, болельщики и журналисты. Из 44 человек 23 погибли. 19 раненых были доставлены в мюнхенский госпиталь.

Катастрофа случилась, когда команда летела из Белграда после матча с местной "Црвены Звезды" в рамках Лиги чемпионов. Авиалайнер по пути дозаправился в Мюнхене. Когда он попытался взлететь, этому воспрепятствовали колебания в левом двигателе. Пилоты предприняли вторую попытку подняться в воздух, но и она не увенчалась успехом. Когда самолет взлетал третий раз, начался сильный снегопад. Воздушное судно потеряло скорость, пробило забор в конце взлетно-посадочной полосы и врезалось левым крылом в дом, стоявший неподалеку.

21 человек на борту скончались мгновенно, остальные потеряли сознание. После расследования всех обстоятельств виновником крушения был назван пилот. Однако через десять лет удалось установить, что истинной причиной катастрофы стал снегопад, из-за которого резко упала скорость самолета, и он не смог взлететь. В результате пилота оправдали.

Из аэропорта имени Дж. Кеннеди в Брюссель вылетели 18 лучших фигуристов США – спортсмены должны были пересесть на другой рейс, следующий в Прагу. Команде предстояли выступления в рамках чемпионата мира в столице Чехословакии. Но несколько часов спустя новенький Boeing 707, в котором летели спортсмены и их родственники, разбился в лесистой местности возле села Берг неподалеку от столицы Бельгии. Все 72 человека, находившиеся на борту, а также один человек на земле, погибли.

Среди жертв авиакатастрофы были тренер команды США Мэрибел Винсон-Оуэн и ее дочери Лоренс и Мэрибел – члены сборной США по фигурному катанию. Сразу после трагического известия чемпионат мира 1961 года в Праге был отменен, и новые фигуристы-чемпионы появились в США лишь в 1968 году.

При расследовании причин крушения никаких признаков неполадок на борту обнаружено не было. Из-за чего на высоте менее 300 метров двигатели Boeing вдруг увеличили мощность и уже выпущенные шасси "втянулись" обратно, до сих пор остается загадкой.

В жаркий летний день ташкентские футболисты летели в Минск, чтобы сыграть матч чемпионата СССР с местным клубом "Динамо". По трагической случайности над Днепродзержинском на высоте восемь с половиной тысяч метров Ту-134 столкнулся с другим таким же авиалайнером. Все 178 человек, находившиеся в обоих самолетах, погибли. Среди жертв авиакатастрофы были и 17 футболистов команды "Пахтакор".

После трагедии руководство СССР приняло решение на три года оставить клуб в футбольной Высшей лиге страны, независимо от результатов его выступлений на чемпионатах.

Хоккейная команда из Ярославля в полном составе вылетела из аэропорта Туношна в Минск, где должна была сыграть свой первый в сезоне 2011-2012 матч Континентальной хоккейной лиги с местным "Динамо".

У самолета возникли сложности с набором высоты. Он врезался в антенну маяка, находившегося за взлетно-посадочной полосой, и рухнул недалеко от аэропорта. На борту авиалайнера находились 45 человек. После катастрофы в живых остались лишь член экипажа Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Врачи всеми силами боролись за жизнь спортсмена, но из-за страшных травм, несовместимых с жизнью, он через несколько дней скончался.

После расследования обстоятельств катастрофы МАК пришел к выводу, что непосредственной причиной трагедии стали непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолета. Однако установить, кто именно допустил фатальную ошибку, комиссия так и не смогла.

Напомним, ранее сообщалось, что в колумбийской провинции Антиокия потерпел крушение самолет British Aerospace Avro RJ85, принадлежавший боливийской авиакомпании LAMIA. Лайнер, на борту которого находился 81 человек, следовал из Сан-Паулу в Медельин.

На данный момент все пострадавшие пассажиры экстренно госпитализированы, сообщает 360 Radio Colombia. Как Дни.Ру, на месте крушения обнаружены тела 25 человек. По данным колумбийских СМИ, при крушении пассажирского самолета в провинции Антиокия выжило от десяти до 15 человек. Среди них – стюардесса Химена Суарес, спортивный массажист, а также игроки бразильского футбольного клуба Алан Рушель, Маркос Данило и Джексон Фоллманн.

Поделиться